Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Кривошеева Елена Юрьевна

 
Летнее развлечение " Наша Родина - матушка Россия"
 




ВОСПИТАНИЕ Культурой и Красотой
КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

                                                                             
 
Что такое воспитание? Нам представляется, что это «питание» души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным - «питание» Красотой. Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. Сегодня воспитание становится проблемой спасения под знаком SOS. To, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как чрезвычайная ситуация! Небывалый рост жестокости, насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьезные и решительные меры, и немедленно.
Что же мы можем сделать? Одним махом, раз и навсегда ничего сделать невозможно. Нужны каждодневные и повсеместные решительные действия. Они должны быть глубоко продуманы и прочувствованы. Прежде всего это касается воспитания самых маленьких членов общества.
Главное - знать причину болезни, найти корень. А причина одна -упадок нравственности, Культуры в самом широком понимании этого слова. Причина - в самом человеке. Деградация человека неизбежно приводит к деградации общества и государства, к глобальной катастрофе. Недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнешь»...
Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, как твой ребенок уже взрослый. Какой он? Что делает? Как живет? Может быть, что-то доброе вынес из детства? Может быть, что-то из тех времен сохранил в себе? Быстро летит время. Потому-то и медлить нельзя!
Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью Культуры и Красоты, пропуская через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка.
Воспитание Красотой и Культурой не просто красивые слова - это опыт человечества, это единственный путь. При этом Культура и Красота должны быть приняты во всей их глубине и широте. Это не просто этикет и хорошие манеры, не чисто внешняя красивость, не эрудированность; Культура и Красота - понятия глубинные, прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека, с его мыслями, чувствами.
   Николай Заболоцкий писал:
...что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
     И как бы из глубины времен Николай Добролюбов отвечает: «Красота заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выражении лица, в том жизненном смысле, который в нем заключается». И еще один писатель - Михаил Зощенко - пишет: «Подлинно культурный человек - это не только образование. Это сложная сумма поведения, это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того, кто не руководит своими инстинктами, его нельзя назвать культурным человеком».
Культура, если она впитана с детства, становится - обязательно становится - неотъемлемым достоянием человека. Она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками.
В чем же Красота? Как она влияет на ребенка? Где ее искать и как нести детям? Красота многолика, многопланова, многомерна, если угодно. Нет и не может быть единого стандарта Красоты, единого эталона. Нет пределов совершенству, как и нет пределов формам и качествам Красоты. Сколько людей, столько и понимания и восприятия Красоты.
Заметьте: мы пишем слово Красота с большой буквы, значит, имеем в виду нечто прекрасное, доброе, гармоничное, совершенное, что вызывает радость, в общем положительно влияет на нас. Что это может быть? Природа, искусство, красота Человека, его духовная, внутренняя красота, которая выражена в поступках, деяниях, если хотите - подвигах во имя общего блага, во имя добра и той же Красоты. Это Красота наших чувств, мыслей, переживаний, порой постижимых не умом, не сердцем.
Ясно одно: в чем и как бы ни была выражена Красота, она положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенней, уверенней... Красота может успокаивать, может придавать силы и даже лечить. Недаром существует арттерапия - терапия Красотой.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», -так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа, произведения искусства, литература - все это, в меньшей или большей мере, может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях и подвижниках!
Очень важно понять, что невоспринятая Красота не действует; она как бы не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы думаем, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать Красоту. Можно сколь угодно долго стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать Красоту, не восхититься ею, не обрадоваться. В таком случае Красота не действует на нас, не делает лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать и претворять в жизнь. Мы должны постоянно совершать усилие, чтобы ее чувствовать, фиксировать в своем сознании и, конечно, чтобы суметь творить красоту. Если нам это удастся, то нам удастся воспитывать детей Красотой - передавать им свою любовь к Красоте, помогать замечать Красоту и создавать Красоту своими руками.
Уверены: в деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятие Красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, его первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное «Смотри!» - одна из важных задач родителей. Можно с уверенностью сказать, что без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем. Выдающийся советский писатель и педагог В.Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти».
Развивать внимание можно на самых обиходных предметах и самыми простыми способами. Можно поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребенок. Можно предложить ему, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента. Можно каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т.д. Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости. В той же книге Сухомлинский говорит: «Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди».
Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме - выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться («выдохнуть») в рисунке, в поделке, в игре или в слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно - выразить то, что он хочет и как он хочет.
У маленьких детей, особенно до пяти лет, от природы сильное чувство свободы, потребность в самостоятельном действии. Если эта природная потребность нами поощряется и развивается, ребенок развивается и воспитывается естественнее и полноценнее. К сожалению, часты случаи, когда в семье эта самостоятельность не развивается и даже тормозиться. Принуждая ребенка делать что-то по намеченному взрослым плану, ограничивая его творчество заданными условиями и формой выполнения того или иного задания, мы тормозим и даже надолго, если не навсегда, можем убить желание свободно творить, проявлять инициативу и т.п.
Нередки случаи, когда даже четырехлетний ребенок пасует перед предоставленной ему возможностью свободно что-либо нарисовать или слепить, изобразить или построить. Откуда эта неуверенность и даже страх? Причины могут быть разными, но часто, поговорив с родителями, мы понимаем, что дома инициатива ребенка неоднократно подавлялась. Ему внушалось, что он с этим не справится. Ребенок усваивает эту формулу взрослых и несет ее не только в детский сад и в свою повседневную жизнь, но и в дальнейшую жизнь взрослого человека. И наоборот, постоянно внушая ребенку веру в свои силы, поощряя любую инициативу, исходящую от ребенка, помогая в его творческих начинаниях, пусть в самых наивных и маленьких, мы помогаем тому, что ребенок смело берется за кисть, карандаш, не боится большого белого листа бумаги, новых техник, не боится высказывать то, что он думает и чувствует... Такие дети выглядят более энергичными, радостными, здоровыми и сильными. Может быть, многие психологические проблемы детей и проблемы здоровья связаны с подавлением их инициативы, творчества, с неправильным воспитанием?!
Говоря о воспитании Красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает - и должна возникать - в нас и в детях при встрече с Красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной Красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.
Задача родителей создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом - это проверено жизнью.
Мы должны говорить ребенку, объяснять ему значение Красоты для людей, ее ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважение к ценностям Культуры и искусства, воспитывать их как защитников Красоты. Огромное количество бесценных творений человечества погибло в войнах и вооруженных конфликтах. Не меньше - в мирное время, когда невежество, варварство (или нечто другое) приводили к сокращению общих для всех людей сокровищ Красоты, так нужны для новых поколений. Дети могут знать и об этой стороне существования Красоты, чтобы лучше почувствовать и понять всю необходимость сохранения Прекрасного не только для себя, но и для своих близких, для всех людей на Земле.
Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших и доступных музеев, выставок, концертов, книг - всего, что несет в себе Красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут протекать их развитие и образование. Красота должна жить в наших домах, вокруг нас, в детских садах и школах. Мы должны стремиться как можно лучше украсить места пребывания детей, сделать все возможное, чтобы они видели живую природу, могли приблизиться к ней. Конечно, в достижении Красоты нужны усилия, нужны постоянные усилия. Только тогда мы станем крепче и крепче будет Красота, которую мы создадим вокруг себя.
 
 
«Таланты наших детей находятся на кончиках их пальцев»
(консультация для родителей)
 

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились...
По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).
Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце»», «Рукой подать», «Не подать руки», «Руками развести», «Руки опускаются», «Обеими руками», «Своя рука-владыка», «Чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Работать не покладая рук», «Как рукой сняло» и т. д.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая святых» - мозга. Для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов, взаимосвязь мозга и руки - аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов. Учёные доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно - или предметно-действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипуляция предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу - наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Дай такую букву, как баранка».
Третий этап - словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, формируется в речи и сопровождается речью.
В итоге приходим к выводу: начало развития мышления дает рука. Как писал физиолог И.П.Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Табличку «Руками не трогать» часто можно встретить в музеях, в магазинах. Почему же посетители, особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы? Их толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется попробовать не только зрением, но и на ощупь. Ведь рука дает очень много информации: о весе, мягкости - твердости, гладкости шероховатости и о многом другом.
В детстве движения доставляют, кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем младше ребенок, тем сильнее его желание двигаться, хватать все руками, переставлять, а значит исследовать.
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
-  органов движения;
-   органов познания;
-   аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).
    Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
    Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытаются определить по ручной умелости детской руки особенности развития мозга,  ЦНС,  а  также  выяснить  степень  соответствия возрастным нормам, требованиям и «стандартам», степень и     уровень подготовленности руки к школьному обучению.
Чаще всего анализируются графические умения детей. Так, английские исследователи Д.Элстон и Д.Тейлор оценивают, соответствует ли норме развитие мозга и руки ребенка по результатам копирования простейших геометрических фигур.
Нормой считается, если в 2 года ребенку доступно копирование вертикальной линии определенной длины; в 2,5 года горизонтальной линии; в 3 года - копирование круга; в 4 года - пересекающихся линий, с соблюдением размеров и соотношения штрихов; в 5 лет - копирование квадрата; в 5,5 лет - треугольника; в 6 лет - простейших геометрических фигур с соблюдением их размеров и пропорций.
 
                                                                           

(Скачать .xls )