Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Кушнир Галина Александровна



Презентация "Путешествуем с Машей по Красной книге Саратовской области" 


 
 
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников?
Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.
Сравнивая эти детские игры с их обычными, повседневными сюжетно-ролевыми играми нетрудно заметить разницу между ними в характере игровой деятельности. Если первые игры (будем называть их театрализованными) имеют заранее известное содержание, то вторые обретают содержание в процессе своего развития. Дети свободно распоряжаются знакомым литературным материалом, и редко выходят за рамки заданного автором действия. Видимое несоответствие между действиями ребенка и разыгрываемым произведением, принимаемое многими за творчество, мы объясняем отсутствием у детей умения образного воплощения, но еще не проявлениями творчества.
И все же нет основания отрицать возможность творческих проявлений детей в театрализованных игpax, поскольку театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью.
Когда же, проявляется эта возможность и при каких условиях? Что вообще можно считать творческими проявлениями детей в театрально-игровой деятельности? На все эти вопросы следует ответить прежде, чем искать пути развития театрально-игрового творчества детей дошкольного возраста.
В игре-драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не только что изображается, но и как изображается. В драматизации очень важен качественный результат деятельности. Интерес детей к качеству в ряде исследований, в научно- методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в играх-драматизациях. Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей.
Игра-драматизация – деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения её способностей, умений, навыков. Игра-драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ее родством с театром.
Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их - движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети приносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького малыша к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:
- имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
- имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);
- включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-режиссер, ребенок -актер, ребенок -зритель, ребенок –оформитель, декоратор спектакля).
Ребенок- режиссер - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
Ребенок-актер - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
Ребенок-зритель - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
Ребенок- декоратор наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
Проблема развития игровой деятельности дошкольников одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги зачастую сталкиваются на практике при организации и проведении театрализованной деятельности. Это связано с общей загруженностью воспитателей, недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний. Театрально-игровая деятельность характеризует примитивность и “свернутость” импровизации, бедность исполнения для создания образа средств выразительности и другое. Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей. Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
Организация театрально-игровой деятельности имеет цель – через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета) исполнительское (речевое, двигательное) оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).
Становление компетентности ребенка готовности к игре-драматизации осуществляется при поддержке родителей и в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и “включенность” педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а также создавать внешние условия, активизирующие потребность детей в игре-драматизации, условия, содействующие ее развитию. Таким образом, становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста зависит от определенных условий. К ним относятся внутренние условия - индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности - и внешние условия, к которым относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности дете
й.
 
Консультации для родителей
«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

 
1.     Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.
2.     Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»
3.     Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
4.     Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
5.     Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
6.     Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
7.     Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
8.     Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.


 
Рекомендации для родителей:

 
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.
4. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии «зебре», иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото-транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
 
Памятка для родителей:

 
Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет- боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.
В 7 лет- более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.
В 8 лет- может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше).
 
 
 
 
 
 
 









Консультация для родителей «Защитим права ребенка»  

Консультация для родителей «Права ребенка»

 
 
 
Летнее развлечение "Наша Родина - матушка Россия"

    
 
Консультация для родителей: "Эксперементируйте с детьми дома!"(Скачать .xls)
 

Консультация для родителей : Как заучивать стихотворения с детьми

Консультация для родителей: 
«ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Летнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Берёзовая Русь"